Информация об организации практико-ориентированного обучения
Введение федеральных образовательных стандартов СПО, направлено на соответствие качества подготовки специалистов к требованиям регионального рынка труда. Работодатели требуют подготовки квалифицированного, конкурентоспособного специалиста:
- обладающего общими компетенциями;
- обладающего профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности;
- способного быстро адаптироваться к изменениям производственного процесса.
В подготовку конкурентоспособного выпускника, входит способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач общих и профессиональных компетенций.
В нашем колледже осуществляется компетентностный подход в обучении студентов.
Компетентностный подход – это стремление привести в соответствие профессиональное образование и потребности рынка труда. Акцент смещен на формирование компетенций у выпускника. Подход предполагает не трансляцию знаний от преподавателя к студенту, а формирование профессиональной компетентности, способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач общих и профессиональных компетенций.
Существенным моментом в ФГОС третьего поколения для педагога становится необходимость практического овладения компетенциями деятельности (планирования, проектирования и т.п.). Поэтому одним из важных направлений развития и модернизации колледжа является практикоориентированный подход, направленный на формирование личностной и профессиональной компетенции специалиста. Изменения в характере образования ориентируют на самостоятельность, конкурентоспособность, свободное развитие человека, творческую инициативу, высокую культуру, мобильность, что требует качественного, нового подхода к формированию будущего профессионала.
Модель практико-ориентированного специалиста включает:
- профессиональную компетентность;
- готовность к профессиональной деятельности;
- личностные качества.
Использование практико-ориентированных технологий в образовательном процессе колледжа изменяет акцент в учебной деятельности, нацеливает студентов на интеллектуальное развитие.
Меняются приоритеты усвоения готовых знаний на самостоятельную, активную, познавательную деятельность каждого студента, с учетом его особенностей и возможностей. Преподаватель колледжа, реализуя эти технологии, меняет подход к процессу обучения и отношение к студенту. Он осознает, что в образовательном процессе студент является центральной фигурой; самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний становятся приоритетными. Размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание, имеют значение для развития личности студента.
Практико-ориентированное обучение в колледже предлагает освоение студентам образовательной программы в аудиториях, в лабораториях, в учебно-производственных мастерских и на производственной практике в строительно-монтажных организациях. Реальные условия формируют у студентов профессиональные компетенции за счет выполнения ими реальных практических задач.
Основу практико-ориентированных технологий составляет создание преподавателем условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию. Освоить различные формы учебной деятельности и сделать познание привычной, осознанной потребностью, необходимой для саморазвития и адаптации в обществе.
Происходит изменение роли преподавателя от позиции транслятора знаний к позиции менеджера, владеющего всеми методами обучения, умеющего организовать процесс освоения студентом профессиональных модулей.
Практико-ориентированные технологии способствуют формированию конкурентоспособного выпускника колледжа, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственных процессов. В результате применения практико-ориентированных технологий выпускники нашего колледжа востребованы на рынке труда.
Программы дуального обучения
В ГБПОУ НСО «НСМК» дуальное обучение реализуется через тесное взаимодействие с работодателями и социальными партнерами в течение всего периода подготовки молодых специалистов.
Так к проведению теоретических занятий привлекаются специалисты отраслевых предприятий и организаций. Высококвалифицированные специалисты не проводят занятия со студентами, но и являются экспертами по оценке учебных планов, рабочих учебных программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, программ практик и т.п.
Практическое обучение проходит на реальных производственных местах. Специалисты предприятий являются руководителями практического обучения. В период практики студенты являются сотрудниками (учениками) предприятий, организаций.
Руководителями преддипломной практики и дипломного проектирования как правило, также назначаются специалисты предприятий и организаций. Председателем Государственной экзаменационной комиссии является представитель работодателя.